Государственные банки будут каждые полгода отчитываться о работе с проблемными активами

Государственные банки будут каждые полгода отчитываться о работе с проблемными активами

В конце 2018 года Совет НБУ по финансовой стабильности утвердил «Рекомендации (принципы) о работе банков государственного сектора с неработающими кредитами (NPLs)». Эти Рекомендации вступили в силу 9 января 2019 и будут действовать до момента вступления в силу нормативно-правового акта НБУ по организации банками процесса управления неработающими активами (этот документ в настоящее время разрабатывеют НБУ совместно со Всемирным банком). Отныне государственным банкам необходимо будет каждые полгода отчитываться Совету НБУ по финансовой стабильности о результативности работы с проблемными активами. Первый отчет ожидается уже в этом месяце.

Выполнение рекомендаций не является обязательным, но в случае их несоблюдения Совет по финансовой стабильности вправе запросить у банков объяснения о причинах их невыполнения.

Рекомендации были разработаны для государственных банков, они касаются работы с большими кредитами (объемом более 5% регулятивного капитала банков). Но они могут быть полезными и для банков с частным капиталом, поэтому ниже мы рассмотрим основные принципы работы, изложенные в Рекомендациях.

Значительное внимание в документе уделено предпосылкам, необходимым для начала процедуры реструктуризации. И это вполне обоснованно — без надлежащей подготовки к реструктуризации успешно осуществить эту процедуру практически невозможно.

 Какие же предпосылки необходимы?

 1. Прежде всего, банку нужно детально проанализировать деятельность должника и сделать выводы, насколько жизнеспособен бизнес  должника и имеет ли он в настоящее время финансовую возможность обслуживать кредит. При этом анализировать необходимо деятельность всех связанных с должником компаний.

2. Если в настоящее время финансовая возможность обслуживать кредит отсутствует, но при этом бизнес жизнеспособен, необходимо проанализировать имеющееся залоговое имущество и определиться, при каком варианте банк получит большую выгоду: при осуществлении реструктуризации или при обращении взыскания на залоговое имущество.

3. В случае преобладания выгод от реструктуризации, необходимо разработать оптимальный для банка вариант реструктуризации с учетом возможностей заемщика. Разработка плана реструктуризации должна базироваться на консолидированной финансовой отчетности должника за последние 2 года (подтвержденной внешними аудиторами) и прогнозных расчетах денежных потоков на 2-3 года. Кроме того, в процесс реструктуризации должны быть включены все юридические лица, которые были прямо или косвенно профинансированы за счет кредита, подлежащего реструктуризации.

4. Обязательным условием для проведения реструктуризации является готовность к сотрудничеству и полная прозрачность со стороны должника (в том в числе и его конечных собственников). Любой план реструктуризации должен предусматривать участие владельцев компании в восстановлении ее работы путем внесения собственных средств или других активов, необходимых для работы соответствующего бизнеса.

При наличии необходимых предпосылок, можно начинать процесс реструктуризации.

 По процедуре ее проведения в Рекомендациях также предусмотрены определенные принципы работы:

1. В период проведения реструктуризации необходимо постоянно контролировать деятельность должника. Поэтому целесообразным является включение представителей банков (через компании -советники с признанной репутацией) в состав наблюдательных советов компаний, чьи кредиты подлежат реструктуризации. Если в какой-то момент процесса реструктуризации должник продемонстрирует нежелание сотрудничать, процесс должен быть прекращен, а юридические меры по принудительному взысканию долга — быстро восстановлены.

2. В случае общих  заемщиков, государственные банки должны действовать согласованно, через сформированные комитеты кредиторов, с целью максимизации совокупной выгоды для государства как конечного владельца банков. Координирование действий с частными банками также целесообразно.

3. Реструктуризация должна обеспечить, по возможности, усиление правовой позиции банка как кредитора, включая усиление прав на взыскание залога, если должник не будет выполнять условия по кредиту после проведенной реструктуризации. Денежные потоки, превышающие  сумму, необходимую для обеспечения работы бизнеса в нормальном режиме, должны направляться, по крайней мере, частично, на погашение кредитов банков.

4. Нарабатывать подходы к реструктуризации заемщиков должны выделенные группы специалистов, независимые от работы кредитных менеджеров и подчиненные отдельному руководству. Окончательные решения о реструктуризации крупных кредитов должны принимать наблюдательные советы банков.

Обнародованные Рекомендации являются промежуточным документом, разработанным дополнительно к требованиям Закона Украины «О финансовой реструктуризации» рабочей группой в составе представителей НБУ, Министерства финансов и Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Документ является достаточно кратким и определяет лишь основные принципы работы, которые необходимо соблюдать для обеспечения справедливости и прозрачности процесса реструктуризации и защиты интересов государства. Ожидается, что в июне 2019 будет завершен и обнародован детальный нормативно-правовой акт НБУ по организации банками процесса управления неработающими активами. Этот акт будет соответствовать лучшим мировым практикам и одновременно учитывать национальные структурные особенности. Будем надеяться, что принятие этого документа позволит, наконец, активизировать процесс очистки банковской системы от проблемной задолженности.

 

Источник: http://finpuls.com/ru/banking/legal/news/Gosudarstvennye-banki-budut-kazhdye-polgoda-otchityvatsya-o-rabote-s-problemnymi-aktivami.htm